Кадровые проверки работающего персонала.

Особенностью кадровой проверки работающего персонала  является, то, что заказчик знает должностные обязанности работника, знает и его деловые качества. Поэтому заказчик уже может предполагать какие именно нарушения могут быть совершены работником. Исходя из этого, заказчик должен четко сформулировать полиграфологу те нарушения, которые может совершать тот или иной работник.

Например, в ходе одной из проверок, для заказчика были актуальны следующие темы (факторы риска) при проверке бухгалтера:

Или, например, проверяя работников букмекерской компаний, заказчика интересовали следующие факторы риска:

Из содержания вопросов видно, что они специфичны, и не каждый полиграфолог, способен самостоятельно придумать такие вопросы для проверки.

Или, допустим, при проверке работников торговой организации, специализирующейся на сантехнической продукции и нагревательных приборах, заказчика интересовали вопросы, указанные в следующем слайде:

Таких примеров много, но вывод один — в каждой профессии есть особые слабые места, которые нечестный работник может использовать в своих корыстных целях. Поэтому заказчику проверки необходимо как можно подробнее и конкретнее ставить задачу полиграфологу.

Совершенно ясно, что нерадивый работник, напав на «золотую жилу» злоупотреблений не будет экспериментировать и придумывать новые и новые способы махинаций, как показывает практика, случаи мошенничества и злоупотреблений, в большинстве универсальны.

Из этого следует вывод, что заказчику, при обдумывании вопросов для проверки, не следует предлагать какие-то «экзотические» и явно нереальные вопросы. Кроме того, 4-5 вопросов для проверки- это оптимальное количество. Нужно иметь ввиду свойство человеческой памяти по хранению информации. Значимые события, определяемые тяжестью деяния (убийство, грабеж, изнасилование и т.д.), как правило, оставляют значительный эмоциональный след в памяти на всю жизнь. В тоже время, нарушения на производстве, которые указаны на вышеприведенных слайдах, вряд ли могут сравниться по эмоциональной значимости, а поэтому, не исключено, что работник относительно часто совершающий их, просто забывает со временем их детали. Таким образом, чем короче период за который проверяется работник, тем качественнее будет результат тестирования.

Еще несколько вопросов, с которым сталкиваются заказчики: « А что делать с результатами проверки? Как их использовать на практике? Ведь проверка показала что человек реагировал на какое-то нарушение, но нет доказательств того, что оно вообще было и тем более, что проверяемый к нему причастен».

Да, действительно, мы проводим проверку в отсутствие установленного факта какого-либо нарушения на момент проверки, то есть проверяем работников на лояльность, можно ли им доверять.

Самый главный результат проверки остается в мозгу проверяемого. В равной мере, и причастный к нарушениям и непричастный к нарушениям, убеждаются в наличии действенного контроля со стороны руководства. Можно предположить,  что на будущее работник, возможно задумается совершать нарушение или нет. То есть, проверка на полиграфе имеет профилактическое значение.

Работодатель может использовать результаты полиграфного тестирования как показательное поощрение или продвижение по службе для тех, кто его прошел успешно. Работодатель может и должен работать с теми, кто не прошел тестирование, вплоть до получения признания СБ о конкретных совершенных нарушениях.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Темы для проверки необходимо подбирать с учетом служебных обязанностей проверяемых лиц, сократить их количество до 4-5.
  2. Плановые проверки работающего персонала желательно проводить не реже одного раза в 6-8 месяцев.
  3. При заключении трудового договора с работником, целесообразно в текст договора включить пункт примерно следующего содержанияв разделе «Обязанности работника»

«В случае расследований по фактам нарушений, а также в плановом порядке, Работник обязуется принимать участие в проводимых мероприятиях, в том числе, психофизиологических исследованиях с применением полиграфа». Если такого пункта в договоре нет, а необходимость в проверке возникла, то работодатель может издать  положение о таких проверках и ввести его в силу приказом по предприятию.

Кабинет детекции лжи. 31 июля 2017 г.