Полиграфная проверка. Факторы риска.

Как правило, заказчик проверки на полиграфе (детекторе лжи), знает точно, что он хочет выяснить, если проверка касается расследования по факту происшествия (кража, взлом и иное событие, связанное с наступившими материальными убытками и последствиями). Тут все понятно. Кто совершил? Где похищенное? Таков минимальный набор вопросов, который заказчик ставит перед полиграфологом.

Однако, зачастую услугами полиграфолога незаслуженно пренебрегаю при приеме на работу кандидатов на должности или проведении текущих проверок работающего персонала (скрининг). Видимо потому, что ущерба никакого нет и тратить деньги на проверку человека, вроде как, и не стоит.

Не всегда это оправдано. Большинство кандидатов на работу предоставляют свою трудовую книжку в которой основания увольнения с предыдущих мест работы указаны лаконично — по собственному желанию. Но можно ли быть уверенным в том, что этот кандидат: не был уволен, либо подведен под увольнение из-за негативного проступка, или совершал хищения, брал откаты, или плохо относился к клиентам, или пил в рабочее время, использовал тяжелые наркотики (либо постоянно легкие), был заядлым игроманом, или неоправданно подавал в суд на работодателя, или заслан конкурентами либо другими структурами и т.д.

Поэтому у кандидата, поступающего на работу, всегда присутствует стремление казаться лучше, чем он есть, а для работодателя, это стремление связано с риском быть обманутым, зачастую с серьезными материальными последствиями, которые наступят в будущем от такого работника.

Не редко работодатели предъявляют требование к полиграфной проверке — проверить крал ли кандидат или нет раньше. Практически 99.9%, и не только из проверяемых, не пройдут такую проверку. Вспомните, брали ли Вы когда-нибудь на работе любую мелочь: файл, авторучка, лист бумаги, конверт — наверное, да. И это по сути уже хищение. Вспомните, период своей жизни, когда вы брали, что-то чужое — детство, школа, взрослая жизнь. И получается, что кто-то крадет во взрослой жизни, а кто-то начал с детства.

Чем меньше временной период в течении которого необходимо проверить кандидата и конкретнее вопрос, который ставит заказчик проверки полиграфологу, тем точнее будет результат. Согласитесь, что для работодателя важнее выяснить негативные качества кандидата, как минимум за период его последней работы или последних 3-5 лет, чем о его поведении за последние 10-15 лет. Также важнее знать, не обманывает ли кандидат, говоря о своей квалификации и навыках, не «липовый» ли диплом у него, чем сколько раз он был женат или как предпочитает тратить деньги, хотя и это в определенных случаях имеет смысл знать.

Таким образом, работодателю-заказчику проверки на детекторе лжи важно выделить 3-4 основных вопроса по которым он хочет проверить кандидата, в сравнительно не большой временной промежуток (до 5 лет).

В этой статье я привожу примерные и неполные перечни «факторов риска» по некоторым специальностям, которые были обобщены на основании анализа специальных статьей и рекомендаций на форумах полиграфологов.

Потенциальному заказчику проверки на детекторе лжи это должно помочь определиться с тем, что он хочет выяснить о своем работнике. Какие вопросы являются для него существенными, а какие второстепенными или не влияющими на решение о приеме кандидата на должность.

Примерный перечень «факторов риска» для исследования в отношении водителей транспортной компании:

1. Управление автомобилем компании в состоянии наркотического/алкогольного опьянения.

2. Слив/недолив топлива из /в автомобили компании.

3. Предоставление фиктивных отчетных документов (дт, расходы на еду. гостиницу и т.д.).

4. Присвоение части подотчетных денег (на ГСМ, раздел денег с представителями логистических компаний и т.д.).

5. Использование автомобилей компании для выполнения «левых» рейсов.

6. Использование автомобиля компании, без извлечения материальной выгоды (перевез что-то для себя или родственников).

7. Сокрытие фактов ДТП на автомобиле компании.

8. Оставление места ДТП до приезда сотрудников ДПС.

9. Умышленное не соблюдение скоростного режима на плохих дорогах.

10. Намеренное завышение пройденного километража.

11. Обман руководства относительно своего местонахождения в рабочее время (даже если машина оборудована системой слежения и контроля).

12. Хищение автоинструмента, запасных частей.

13. Умышленное приведение автотехники в неисправное состояние (или сообщение о неисправности) с целью продлить пребывание в каком-либо населённом пункте.

14. Скрываемое от работодателя получение бонусов и т.п. за обслуживание в какой-либо кампании в качестве постоянного клиента.

15. Выведение техники из строя с целью саботажа и мести.

Примерный перечень «факторов риска» в отношении руководителя/менеджера транспортной компании:

1. Присвоение части денежных средств, выделяемых на закупку ГСМ.

2. Получение «откатов» при заключении договоров с ремонтными или сервисными организациями.

3. Наличие скрываемых от руководства договоренностей с получателями ГСМ.

4. Наличие скрываемых от руководства договоренностей с арендаторами автотранспорта.

5. Завышение стоимости или объемов при ремонте автотранспорта предприятия.

6. Завышение счетов при оплате запчастей или расходных материалов.

7. Получение «откатов» от арендаторов автотранспорта.

8. Умышленное искажение отчетности.

9. Присвоение части денег из арендной платы за сдаваемый автотранспорт или спецтехнику

10. Получение денег от водителей за более «лучшие» маршруты, рейсы и т.д.

Примерный перечень «факторов риска» в отношении логистов транспортной компании:

1. Использование ресурсов организации в личных целях (транспорт, интернет, сотовая связь, копировально-множительная техника).

2. Передача «закрытой» информации третьим лицам.

3. Предоставление водителям «выгодных» маршрутов за вознаграждение (деньги, подарки, услуги).

4. Несанкционированное руководством копирование, перенос, базы данных по перевозкам.

5. Фальсификация отчетности по перевозкам.

6. Умышленные действия в интересах третьих лиц или конкурентов.

7. Наличие скрываемых от руководства договоренностей с другими сотрудниками компании.

8. Распространение заведомо ложной информации о руководстве или состоянии дел в компании.

9. Присвоение части денег организации (если непосредственно принимает деньги).

10. Алкоголь, наркотики, долги.

Некоторые из способов злоупотреблений, которыми пользуются грузчики:

1. При погрузке кидают товар мимо кузова или в промежуток между тентом и бортом (при распущенной шнуровке это несложно).

2. Вскрывают коробку и штучный товар прячут на себе.

3. Если машина отъезжает или подъезжает к погрузочной площадке с открытыми воротами, один грузчик якобы руководит водителем, а второй, стараясь не показываться из-за кузова машины, выносит из нее продукцию.

4. Отвлекают водителя (просят принести документы или подойти к телефону).

5. Выкладывают «колодец» в кузове (складывают коробки по квадрату, оставляя в середине пустое место, следующий ряд выкладывают полностью и таким образом прикрывают пустоту);

6. Частично загружают машину пустыми коробами.

Примерный перечень «факторов риска» для барменов:

1. Кроме «чаевых», наличие «левого» дохода в баре.

2. Манипуляции с рецептурой коктейлей.

3. Реализация «своего» алкоголя.

4. Присвоение продукции или денег из выручки бара.

5. Наличие скрываемых от руководства договоренностей с целью извлечения «левого» дохода (администратор, официант).

6. Угощение знакомых, родственников без оплаты.

7. Продажа продукции бара с нарушением установленных правил (мимо кассы).

8. Подмена алкогольных напитков (например, дорогую водку на дешевую, виски меняют на водку, подмена марок коньяков и т.д.).

9. Разбавление алкоголя.

10. Вынос неоплаченной продукции за пределы бара.

11. Умышленное искажение отчетности по бару.

12. Умышленное увеличение стоимости проданного и/или позиций чека.

13. Манипуляции с наценками во время проведения корпоративных мероприятий.

14. Употребление алкоголя, наркотиков (продажа) и т.д.

Примерный перечень «факторов риска» для работников отелей.

1. Похищение имущества отеля, сотрудников или лиц, проживающих в отеле.

2. Различные условии сговора по съему комнат с кем-либо из сотрудников с целью получения личной выгоды.

3. Сговор с проститутками с целью получения личной выгоды.

4. Похищение алкогольных напитков из номеров проживающих.

5. Выяснение, обыскивал ли когда-либо чемоданы проживающих в отеле.

6. Проверка, похищал ли что-либо из «бюро находок».

7. Незаконная продажа спиртного после закрытия бара.

8. Наличие интимных отношений с кем-либо из сотрудников на территории отеля в рабочее время.

9. Хищение постельного белья из отеля.

10. Хищение остатков средств санитарной обработки и т.д.

11. Вымогательство «чаевых» и т.д.

Варианты «факторов риска» при проверке членов экипажа ГБР (группы быстрого реагирования ЧОПов пультовой охраны):

1. Допускали ли нарушения при осмотре объекта при выезде по тревоге.

2. Когда-либо во время смены подвозили кого-нибудь постороннего за деньги.

3. Дополнительные скрываемые доходы по выполнению охранных услуг, не связанные с работой в ЧОП.

4. Дополнительные скрываемые доходы по выполнению охранных услуг, связанные с работой в ЧОП.

5. Сон во время смены, что приводило к невыполнению должностных обязанностей.

6. Уклонение от маршрута без разрешения.

7. Сговор с работниками службы контроля с целью скрыть от руководства выявленные недостатки.

8. Угрозы работникам службы контроля в целях сокрытия выявленных нарушений.

9. Какая-либо сторонняя организация или группа лиц заинтересована в работе конкретного сотрудника в ГБР.

Примерные «факторы риска» при проверке домашнего персонала:

1. Были ли факты избиения детей, если да, за что и как часто.

2. Скрывает ли от родителей проступки ребенка, если он просил об этом.

3. Нарушает ли требования и инструкции, если считает их неправильными.

4. Подслушивает ли разговоры родителей.

5. Присваивает ли вещи хозяев, пользуется ли средствами индивидуального ухода (косметика).

6. Страдает ли какими-либо заболеваниями (хроническими, психическими и т.д.)

7. Склонность к педофилии.

8. Наличие долгов, которые не может оплатить вовремя.

9. Приглашает ли посторонних в дом во время отсутствия хозяев.

10. Ведет ли скрытную видео или аудио запись за событиями в доме.

11. Есть ли знакомые из криминальных структур.

12. Передает ли информацию о доме третьим лицам.

13. Делал ли дубликаты ключей.

14. Хищение продуктов и т.д.

15. В отсутствие хозяев пользуется ли телефоном, компьютером.

16. Обыскивает ли вещи хозяев и т.д.

Примерный перечень «факторов риска» для работников продовольственных магазинов:

1.Присвоение бонусных товаров.

2. Вынос товара магазина без оплаты (присвоение).

3. Продажа списанного (подлежащего утилизации) товара.

4. Реализация товара мимо кассы.

5. Присвоение денег, выделяемых на нужды магазина.

6. Присвоение «макулатурных» денег (д\с вырученные от сдачи макулатуры).

7. Приписки лишних часов в табеле сотрудникам (с этого получение части дохода от приписки рабочего времени).

8. Несанкционированное перемещение товара из магазина магазин для сокрытия недостачи.

9. Сокрытие лишнего товара при проведении инвентаризации.

10. Распитие алкоголя на рабочем месте.

11. Вымогательство и присвоение денег у покупателей пойманных на воровстве.

12. Получение денежного вознаграждения от торговых представителей или поставщиков за увеличение количества мест выкладки товаров.

13. Прием товара в меньшем количестве, чем в накладной.

14. Иммитация, инсценирование кражи, «наводка» на кражу.

Примерный перечень «факторов риска» для бухгалтера, финансового директора исходя из практики способов хищения:

1. Выведение денег через подделку данных первичного учета с целью “внедрения” своих платежей (часто в сговоре с другими топ-менеджерами).

2. Воровство денег из наличного учета (по аналогии с п.1).

3. Слив информации о нарушениях в контролирующие органы и получение % от “интереса” при решении подобных проблем.

4. Продажа информации о финансовом состоянии предприятия конкурентам.

5. Получение откатов от подрядчиков по аудиту, оценке, страхованию, ценным бумагам.

6. Воровство денег через фиктивные платежи (которые потом “теряются” в общем учете).

7. Откаты за заключение кредитных договоров, договоров лизинга и т.п. с завышенными условиями.

8. Откаты при внедрении управленческого учета (от подрядчика за внедрение, от подрядчика за переобучение).

9. Извлечение выгоды от отвлечения временно свободных средств предприятия (от банка, в случае неразмещения на депозит, если было заранее известно, что деньги будут лежать долго и т.п. ).

10. “Потеря” средств из-за “неблагонадежности” контрагентов (особенно актуально для нерезидентных операций).

11. Использование неэффективных и излишне усложненных финансовых систем, в которых присутствуют “личные подрядчики”, часто выполняющие “лишние функции”.

12. Управление видами задолженности не в интересах предприятия.

13. Выписывание «представительских» расходов для личной растраты.

14. Выписывание дополнительного премирования «приближенным» лицам

15. Изъятие из общего фонда суммы для личных нужд, восполняемую исключительно в период проверок.