Кадровые проверки работающего персонала.

Особенностью кадровой проверки работающего персонала  является, то, что заказчик знает должностные обязанности работника, знает и его деловые качества. Поэтому заказчик уже может предполагать какие именно нарушения могут быть совершены работником. Исходя из этого, заказчик должен четко сформулировать полиграфологу те нарушения, которые может совершать тот или иной работник. Как правило, эти нарушения в литературе называют «факторами риска». Подробнее — в статье «Полиграфная проверка. Факторы риска».  К сожалению, статистика  свидетельствует о том, что зачастую нарушения совершают именно те сотрудники, которым работодатель больше всего доверяет. С такими примерами можно ознакомиться по выделенной ссылке из моей практики проверок сотрудников.

Например, в ходе одной из проверок, для заказчика были актуальны следующие темы (факторы риска) при проверке бухгалтера:

Или, например, проверяя работников букмекерской компаний, заказчика интересовали следующие факторы риска:

Из содержания вопросов видно, что они специфичны, и не каждый полиграфолог, способен самостоятельно придумать такие вопросы для проверки.

Или, допустим, при проверке работников торговой организации, специализирующейся на сантехнической продукции и нагревательных приборах, заказчика интересовали вопросы, указанные в следующем слайде:

Таких примеров много, но вывод один — в каждой профессии есть особые слабые места, которые нечестный работник может использовать в своих корыстных целях. Поэтому заказчику проверки необходимо как можно подробнее и конкретнее ставить задачу полиграфологу.

Совершенно ясно, что нерадивый работник, напав на «золотую жилу» злоупотреблений не будет экспериментировать и придумывать новые и новые способы махинаций, как показывает практика, случаи мошенничества и злоупотреблений, в большинстве универсальны.

Из этого следует вывод, что заказчику, при обдумывании вопросов для проверки, не следует предлагать какие-то «экзотические» и явно нереальные вопросы. Кроме того, 4-5 вопросов для проверки- это оптимальное количество. Нужно иметь ввиду свойство человеческой памяти по хранению информации. Значимые события, определяемые тяжестью деяния (убийство, грабеж, изнасилование и т.д.), как правило, оставляют значительный эмоциональный след в памяти на всю жизнь. В тоже время, нарушения на производстве, которые указаны на вышеприведенных слайдах, вряд ли могут сравниться по эмоциональной значимости, а поэтому, не исключено, что работник относительно часто совершающий их, просто забывает со временем их детали. Таким образом, чем короче период за который проверяется работник, тем качественнее будет результат тестирования.

Еще несколько вопросов, с которым сталкиваются заказчики: « А что делать с результатами проверки? Как их использовать на практике? Ведь проверка показала что человек реагировал на какое-то нарушение, но нет доказательств того, что оно вообще было и тем более, что проверяемый к нему причастен».

Да, действительно, мы проводим проверку в отсутствие установленного факта какого-либо нарушения на момент проверки, то есть проверяем работников на лояльность, можно ли им доверять. Как, например, в случаях, описанных в статьях «Доверяй, но проверяй»,  «У семи нянек» в разделе «Невыдуманные истории из моей практики…»

Самый главный результат проверки остается в мозгу проверяемого. В равной мере, и причастный к нарушениям и непричастный к нарушениям, убеждаются в наличии действенного контроля со стороны руководства. Можно предположить,  что на будущее работник, возможно задумается совершать нарушение или нет. То есть, проверка на полиграфе имеет профилактическое значение.

Работодатель может использовать результаты полиграфного тестирования как показательное поощрение или продвижение по службе для тех, кто его прошел успешно. Работодатель может и должен работать с теми, кто не прошел тестирование, вплоть до получения признания СБ о конкретных совершенных нарушениях.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Темы для плановых проверок необходимо подбирать с учетом обязанностей проверяемых лиц, сократить их количество до 4-5 тем.
  2. Плановые проверки работающего персонала желательно проводить не реже одного раза в 6-8 месяцев.
  3. В правила внутренноего трудового распорядка предприятия (ПВТР), рекомендуется внести пункт, регламентирующий использование полиграфа, примерно такого содержания: «Работадатель вправе использовать полиграф в случаях: а) при приеме на работу новых сотрудников, в том числе, в период испытательного срока, б) при проведения служебных проверок, в) при проведении плановых кадровых (аттестационных) проверок по вопросам благонадежности».  При наличии такой формулировки в ПВТР, работник обязан выполнять это правило, что следует из диспозиции ч.1 ст. 56 «Трудового кодекса РФ» (от 30.12.2001 № 197-ФЗ), где сказано: «… а работник обязуется… соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у… работодателя». Таким образом, включать положение о полиграфе еще дополнительно в трудовой договор, не обязательно. Это следует из последнего предложения ст.57 ТК РФ, а именно: «…Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав или обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей».

Кабинет детекции лжи. 31 июля 2017 г.